Хочется сказать пару слов о сексе в жизни ученика. Существует изрядная путаница в этом вопросе в умах стремящихся, и настаивание на безбрачии стало чем-то вроде религиозной доктрины. Нам подчас с добрыми намерениями, но нелогично заявляют, что, если человек — ученик, он не может вступать в брак и что не бывает реальных духовных достижений у того, кто не соблюдает безбрачия. Такая теория объясняется двумя обстоятельствами:
Во-первых, на Востоке всегда бытовало неверное отношение к женщинам. Во-вторых, на Западе со времен Христа была тенденция представлять себе духовную жизнь как монашескую, монастырскую жизнь. Обе установки воплощают две ошибочные идеи и лежат в основании многих заблуждений и зол. Мужчина не лучше женщины, женщина не лучше мужчины. Однако многие рассматривают женщин как олицетворения того, что есть зло, того, что в основе искушения. Бог же с самого начала постановил, чтобы мужчины и женщины исполняли нужды и дополняли друг друга. Бог не предписывал, чтобы мужчины жили своим гуртом, отдельно от женщин, или женщины отдельно от мужчин; оба распространенных представления привели к обилию сексуальных злоупотреблений и страданий.
Вера в то, что быть учеником значит соблюдать безбрачие и жестко подавлять все естественные функции, и неверна, и нежелательна. Это понятно, если осознаются два момента:
Первый: если божественность действительно являет собой реальность и выражение всемогущества и вездесущности, как и всеведения, и если человек, по сути, божествен, то не может быть такого состояния, когда божественность не могла бы одержать верх. Не может быть сферы человеческой деятельности, в которой человек не мог бы действовать божественно и в которой любые функции не могли бы осветляться светом чистого разума и божественного познания. Сказанное не имеет отношения к тому правдоподобному хитрому рассуждению, что то, что всеми здравомыслящими людьми обыкновенно считается неправильным, должно быть правильным ввиду присущей человеку божественности. Подобное рассуждение всего лишь оправдывает проступки. Я говорю о правильных сексуальных отношениях в рамках духовного закона, как и закона страны.
Второй: жизнь, которой не присуща полнота и в которой не исполняются все функции природы — животной, человеческой и божественной — (а человек соединяет все три в одном теле), - бесполезна, заторможена, ненормальна. Что не все могут вступить в брак в наши дни, это верно, но данный факт не отвергает того большего факта, что человек создан Богом с тем, чтобы заключить брак. Что не все сегодня в состоянии жить нормальной, полной жизнью - тоже следствие нынешних неправильных экономических условий; однако это совсем не отрицает того, что положение дел ненормально. Но что вынужденное безбрачие есть показатель высокой духовности и обязательное условие любого эзотерического и духовного тренинга — это равным образом ложная, необоснованная и нежелательная идея. Нет лучшей школы для ученика и посвященного, чем семейная жизнь
с ее непростыми отношениями, широкими рамками для урегулирований и приспособляемости, потребными жертвами и служением, а еще благоприятными возможностями для полного выражения любой части человеческой природы. Нет большего служения расе, чем обеспечивать приходящие души телами, заботиться и воспитывать их в домашних условиях. Однако вся проблема семейной жизни и деторождения извращена и понимается неверно; нескоро брак и дети займут свое должное место как таинства, и еще больше времени истечет, прежде чем пройдут боль и страдания из-за наших ошибок и злоупотребления сексуальными связями, а красота и святость брака и манифестации душ в форме вытеснят бытующее ныне непонимание. Стало быть, у ученика и стремящегося на Пути и у Посвященного на «Светлой Дороге» нет лучшей тренировочной площадки, чем правильно практикуемые и понимаемые брачные отношения. Подчинение животной природы ритмической дисциплине, принесение эмоциональной и инстинктивной природ на жертвенный алтарь и необходимая в семейной жизни самоотверженность — это колоссальной важности средства очищения и развития. Требуемое безбрачие — это игнорирование высшей природой запросов низшей и отказ духовного человека подчиняться личности и требованиям плоти. Обусловленные принудительным безбрачием установки многих учеников приводили к проституированию и многочисленным извращениям Богоданных функций и способностей; даже если обходилось без столь печальных эксцессов и жизнь была нормальной и здоровой, она зачастую сопровождалась лишними страданиями, немалым умственным напряжением и усиленной дисциплиной, прежде чем недолжные мысли и тенденции могли быть взяты под контроль.
Конечно, иногда человеку может быть предназначено столкнуться в какой-нибудь жизни с проблемой безбрачия, когда он бывает вынужден воздерживаться от всяких физических отношений и вести строго холостяцкую жизнь, дабы доказать себе, что он способен контролировать животную, инстинктивную сторону своей природы. Однако такое состояние является зачастую результатом излишеств и распущенности в предшествующей жизни, требующих суровых мер и ненормальных состояний, чтобы преодолеть, исправить прошлые ошибки и дать низшей природе время войти в норму. Но опять же, это ни показатель духовного развития, ни наоборот. Не забывайте, что я обсуждаю здесь особый случай безбрачия по собственной инициативе, а не нынешние наличествующие во всем мире условия, когда по экономическим или иным причинам мужчины и женщины вынуждены жить, лишая себя естественного полного жизненного выражения.
Сексуальная проблема должна в конце концов разрешиться в нормальных домашних условиях, и разрешить ее должны именно продвинутые люди мира и ученики всех степеней.
Гоподь ДЖУАЛ КХУЛ.